Нефтегазовые компании, работающие на Урале, на 10-15% зависят от иностранного оборудования и технологий. Такие данные объявил уральский полпред Владимир Якушев во время пленарного заседания в рамках молодежного научно-практического форума «Нефтяная столица», который проходит в Сургуте.
Модератор мероприятия – бывший заместитель министра энергетики РФ, а ныне представленный участникам форума как председатель редакционного совета журнала “Нефтегазовая вертикаль” Кирилл Молодцов попросил полпреда оценить ситуацию и перспективы с импортозамещением в нефтегазовой отрасли.
Владимир Якушев отметил, что компании занимаются импортозамещением с 2014 года. «Я обычно как задаю вопрос: в целом, насколько на данный момент вы импортозаместились и чего не хватает? Сегодня основная масса наших нефтегазовых компаний говорят, что все-таки на 85-90% у нас импортозамещение состоялось. Но 10% – это те направления, где мы все-таки видим, что будет тяжело и нужно искать решения», – начал разговор полпред.
Во-первых, по его словам, есть определённые проблемы с некоторыми полимерами акрилового ряда и биополимерами. «Но в этом отношении нефтегазохимия активно двигается в стране и можно достаточно быстро получить определенные решения», – заявил полпред. Далее он указал, что есть проблемы с флотом гидроразрыва пласта, но и тут, по его мнению, идет активная работа. Какая именно – не уточнил. Также он отметил проблемы с техникой повышенной грузоподъёмностью. «Замена, наверно, в первоначальном этапе будет несколько сложна, но в принципе, об этом давно уже задумывались, и наши компании готовы это делать. Будем говорить прямо – там несколько страдает сервис. Нам нужно подтянуть дисциплину и сервис и, думаю, все будет нормально», – сказал он.
По его словам, перспективы импортозамещения напрямую зависит от налогообложения.
«Мы на прошлой неделе эту тему предметно обсуждали (во время визита спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко в ХМАО). Это переход на налог на дополнительный доход (лоббирует с помощью губернатора Югры глава «Лукойла» Вагит Алекперов). Однозначная эффективность этого подхода показала, что это положительный момент. И мы считаем, что здесь подход должен быть следующим – мы не должны говорить о каких-то отдельных месторождениях, которые должна попадать под данный режим налогообложения. Мы бы этот вопрос поставили шире – сегодня под данный режим нужно подводить всю Западно-Сибирскую провинцию. Она наиболее подготовлена для добычи, огромные вложения сделаны в инфраструктуру и те ресурсы, которые есть – а перспективные запасы в ХМАО составляют 4,2 млрд тонн нефти – это все должно прийти на службу и людям, и стране», – сказал он.
Также полпред сообщил, что идет активная работа по внедрению российских цифровых решений по всей производственной цепочки. «В этом отношении наши математики нас не подведут, и мы сможем испортозаместиться в короткие сроки», – высказал уверенность полпред.
Он добавил, что импортозамещение зависит и от проведения НИОКРов. «НИОКРы недешевые и мы достаточно давно говорим, что должны найти ресурсы и постоянно поддерживать научно-исследовательские работы, чтобы новые технологии максимально быстро выявлялись и внедрялись. Сейчас очень интересный период переживаем, когда все наконец поняли, что делать это надо. И несмотря на то, что в целом ресурсов будет сейчас меньше, но в НИОКРы теперь нужно вкладывать полным рублей», – сказал полпред.
Напомним, что накануне все четыре крупнейшие мировые нефтесервисные компании (Baker Hughes, Schlumberger, Halliburton и Weatherford) сообщили, что либо полностью прекращают деятельность в России, либо останавливают новые инвестиции и поставку оборудования в РФ.
По словам Якушева, «четверткой» были сделаны эмоциональны заявления, но пока не понятно, что в итоге будет происходить.
«Сейчас такой период, когда все делают эмоциональные заявления. А когда дело доходит до предметного обсуждения того, как мы все будем работать в новых вызовах и санкциях, я имею в виду и наших, как мы привыкли их называть партнёров запада, и наши российские компании, оказывается, что это затрагивает интересы всех… Отчего мы на самом деле в итоге будем отрезаны, станет известно лишь в будущем», – заявил он.