Команда заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Азата Ислаева, курирующего строительный блок, представила государственную программу «Строительство», над которой работала более года. Документ наполнен информацией о планируемых к строительству и ремонту объектов и прогнозному финансированию, но в нем нет ни строчки о поддержке и мерах по стимулированию строительной отрасли.
Программа затрагивает срок планирования с 2024 по 2030 годы. Общий объем финансового обеспечения запланирован в размере 163 млрд рублей. Интересно, что на 2024 год запланирована треть всей суммы – 51 млрд рублей, а затем идет резкое снижение финансирования. При этом внебюджетные источники составят за все время действия программы 42 млрд, в том числе 9 млрд в 2024 году. Кто эти инвесторы и какие у них проекты, чиновники раскрывать не стали.
«Программа разработана в целях повышения эффективности управления строительным комплексом Югры. Проект предусматривает объединение государственных программ автономного округа «Развитие жилищной сферы» и «Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергетики», с включением объектов из профильных государственных программ», – сообщили в департаменте строительства.
При этом строители представленный документ раскритиковали. «Нет никакой информации по поддержке отрасли. Если чиновники думают, что госзаказ – это единственный способ стимулирования рынка, то могу лишь с грустью констатировать, что отрасль у нас продолжит потихоньку умирать», – поделился мнением один из руководителей строительной компании в Ханты-Мансийске.
Его мнение поддержал и другой строитель. «Какие меры будут приняты по поддержке низкомаржинальных проектов строительства? Какие меры по поддержке субъектов строительной отрасли в условиях кризиса, с которым мы уже столкнулись из-за санкций? Планируют строить к 2030 году 1,5 млн квадратных метров жилья: где? За счет кого? Для кого? Какая доля малоэтажного строительства и ИЖС прогнозируется? Сколько жилых помещений планируется приобрести на рынке для льготных категорий? Как будет развиваться градостроительное регулирование в сфере жилищного строительства? Как будет решаться проблема дефицита земельных участков в муниципалитетах, в том же Сургуте? Как будет развиваться КРТ? Какие будут объемы? Что с «Югорским стандартом – где он в этой программе? Одни вопросы. То, что подготовил Ислаев – это какое-то подобие программы, которое не отвечает ни на один стратегический вопрос. Я уже не говорю о том, чтобы нам элементарно власти раскрыли риски, которые они видят на строительном рынке и что будет принято в случае, если они оправдаются», – поделился мнением собеседник.
Недавно депутат думы ХМАО Михаил Сердюк публично критиковал правительство Натальи Комаровой за то, что планы властей никак не увязаны со стратегиями самих застройщиков.
«Увязки ваших планов со строительным сектором нет. Строителям мало известно об этом – об увязке этих планов. Декларативно они, наверно, есть, но это ничего не влечет. Генеральные планы городов не корректируются, не принимаются. По 10-12 лет генеральные планы не корректировались, никакой увязки нет. Не существует этого – комплексного подхода к развитию. К сожалению. И строительный комплекс ослаб за последние годы значительно», – заявлял народный избранник при обсуждении социально-экономического прогноза властей ХМАО, в котором чиновники запланировали рост ввода жилья более 1 млн квадратных метров уже в следующем году.
Заместитель губернатора Сергей Афанасьев, который представлял прогноз, тогда согласился с позицией депутата. Он пообещал, что правительство поставит задачу департаменту строительства и ЖКХ отразить свои планы с планами строителей в профильной программе. Азата Ислаева на депутатских слушаниях не было, видимо, поэтому в итоге в программе «увязки» так и не случилось.
Добавим, что сам Ислаев еще весной заявлял о совершенно новом подходе при работе над новой госпрограммой.
«Там будут адресно перечислены все объекты с реальным финансированием», – обещал он депутатам. – «Нас очень часто ругают и говорят, что мы изначально контракты заключаем за один рубль, а в итоге цена возрастает кратно. Мы сегодня это все проанализируем, потому что проблема не в том, что за период реализации настолько стоимость строительства выросла, а в том, что изначально цены некорректно определили и заключили контракты».