Сегодня губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Руслан Кухарук, который управляет регионом пятый месяц, представил свой состав правительства и стал первым руководителем в истории региона, который начинает свой срок правления без ключевого заместителя – главного идеолога. По данным источников, согласования выбранной Кухаруком кандидатуры на этот пост продолжаются, а после ее назначения в правительстве последуют очередные изменения. Не исключено, что статус первого заместителя потеряет Алексей Забозлаев, который в новом правительстве лишился многих полномочий.
Представленная структура правительства Руслана Кухарука фактически дублирует модель его предшественницы Натальи Комаровой: сохранены ставки двух первых заместителей, сохранены все департаменты. Из изменений – сокращена ставка замгубернатора – главы представительства Югры, при этом введена ставка замгубернатора по СВО.
Также изменен формат работы четырех Служб, которые в прошлом правительстве курировала замгубернатора Ольга Литова – они снова распределены по профильным заместителям губернатора. Ранее такая модель работала и у Натальи Комаровой. По мнению экспертов, она показала свою неэффективность, так как аффилированная с замгубернатора та или иная Служба не могла эффективно выступать ревизором ведомства, подконтрольному этому же руководителю. Однако Руслан Кухарук, который стал свидетелем противоборства двух заместителей при сдаче больницы в Нижневартовске (курирующего строительство объекта Азата Ислаева и курирующей Службу жилищного и строительного надзора Ольги Литовой, не дающей итоговые заключения из-за выявленных недостатков) посчитал, что необходимо переформатировать взаимодействие ведомств. По сути, он вернул старую схему, которая имеет свои недостатки.
Персональный состав правительства не принес каких-то неожиданностей: должности покинули давние соратники Натальи Комаровой. Удивляет лишь то, что они не ушли сразу после отставки своей начальницы, выуживая для себя карьерные перспективы у нового руководителя. Но многие так и не смогли это сделать.
Интересно и перераспределение полномочий между членами правительства, особенно среди тех, кто остался.
Особенно обращает на себя внимание ситуация с Алексеем Забозлаевым. Чиновник хоть и сохранил свои позиции, но фактически лишился всех своих полномочий, перестав курировать экономический блок. За ним остался лишь департамент труда, также ему передан департамент недропользования (ранее курировал замгубернатора Сергей Черняев, который не вошел в состав правительства) и Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды (Природнадзор Югры).
«По функционалу теперь Забозлаев имеет набор обычного заместителя. Почему он остался первым замом, не понимаю, думаю, это какие-то личные договоренности», – делится мнением один из коллег Забозлаева.
При этом собеседники считают, что в будущем Алексей Забозлаев лишится привилегированной позиции.
- «Останется лишь один первый заместитель. И это, скорее всего, будет куратор внутренней политики, как это было в правительстве Тюменской области при Сергее Сарычеве», – считает один из экспертов.
При этом функционал первого заместителя по внутриполу ввиду его отсутствия, в частности, взаимодействие с думой ХМАО, передан руководителю аппарата губернатора. Этот пост заняла экс-замглавы Тюмени Ирина Чудова – доверенное лицо Руслана Кухарука. Она также будет курировать работу кадрового департамента, представительства Югры, которое теперь будет работать в статусе департамента (замгубернатора Владислава Нигматулина отправлен в отставку).
Теперь уже бывший глава аппарата губернатора Анатолий Уткин сохранил свои позиции и, по мнению экспертов, не потерял свое управленческое влияние: в статусе замгубернатора он будет курировать сразу два ведомства – департамент административного обеспечения, который остается возглавлять его ставленница Юлия Коняева и департамент госимущества Югры, где, скорее всего, он пролоббирует смену руководителя, так как действующий директор Светлана Петрик считается ставленницей Забозлаева.
Два заместителя губернатора – Вера Дюдина и Сергей Афанасьев – упрочили свои позиции в новом правительстве ХМАО, так как теперь они не будут подконтрольны Забозлаеву, а будут подчиняться напрямую губернатору. При этом, по словам собеседника, есть версия, что Афанасьев в ближайшее время может покинуть свой пост.
Несмотря на громкий уголовный скандал в департаменте дорожного хозяйства сохранить свои позиции смог и заместитель губернатора Азат Ислаев. В его подчинении остались департамент строительства и департамент дорожного хозяйства. При этом департамент строительства возглавил ставленник Кухарука – Александр Фролов.
- «У Ислаева влиятельные покровители, которым интересны проекты в Югре в виде мостов и новых строек. Думаю, Кухаруку рекомендовали его сохранить несмотря на то, что ситуацию в регионе по своему направлению он представлял новому руководителю не всегда корректно», – делится мнением собеседник.
Не получил назначения на пост руководителя департамента промышленности Виктор Гамузов, который перешел работать из администрации Тюмени в правительство Югры по приглашению Руслана Кухарука. По одной из версий, в ближайшее время он может занять пост одного из заместителей губернатора.
Также не назначен директор одного из крупнейших ведомств в правительстве – департамента здравоохранения. Напомним, ранее пост покинул Алексей Добровольский, которому Руслан Кухарук не согласовал переназначение.
Многие опрошенные эксперты сходятся во мнении, что представленный состав правительства ХМАО еще не раз будет меняться.
«Многие директора департаментов сохранили свои позиции, но такая ситуация сохранится ненадолго. Это связано с тем, что у новых заместителей губернатора не было времени на согласование кадровых решений, так как структуру доделывали еще в выходные. Но в будущем, думаю, будет большая зачистка, как это произошло в департаменте внутреннее политики. Сейчас главная проблема Кухарука в том, что у него кадровый вопрос стоит еще острее, чем это было у Комаровой. И это не может не беспокоить. Работая в таком стратегическом регионе, важно не просто заменить людей, а привести эффективную команду», – делится мнением собеседник.