Структура правительства Ханты-Мансийского автономного округа неожиданно стало владельцем частной компании «АСПЭК», которая создавала в столице Югры к шахматной Олимпиаде сразу два универсальных спортивных комплекса. Один она сдала с нарушением сроков, а второй так и не достроила. Теперь объект пытаются доделать сами власти. Примечательно, что до смены собственника компания пыталась через суд обязать власти ХМАО увеличить финансирование проекта на 700 млн рублей. После того как суд отказал в удовлетворении этого требования, и прошла сделка по смене владельцев.
В 2019 году правительство ХМАО решило построить к шахматной Олимпиаде универсальный спортивный комплекс (УСК-1) для проведения соревнований и конгресса ФИДЕ. Под проект был отведен земельный участок в районе теннисного центра. Власти заявили, что реализовывать проект будет московский инвестор – ООО «АСПЭК». В июле 2019 года с ним было заключено инвестиционное соглашение (от правительства его подписывало созданное АНО «Развитие», которое учредил Фонд развития Югры). По соглашению, «АСПЭК» должен был выполнить строительство и оснащение спортивного комплекса, осуществить ввод в эксплуатацию, а также оформить объект в собственность заказчика.
Об инвесторе ничего на тот момент не было известно, только лишь то, что компания была учреждена незадолго до подписания соглашения в ХМАО Максимой Потупой, а гендиректором ее стал Виталий Ефименко. Власти ХМАО и представители фонда отказались тогда уточнять условия инвестсоглашения и объем инвестиций, которые должен вложить непосредственно инвестор. При этом в бюджете ХМАО заложили свои обязательства по проекту в размере 1,4 млрд рублей.
Через несколько месяцев (в ноябре 2019 года) стало известно, что АНО «Развитие» заключило второе инвестиционное соглашение с «АСПЭК» на строительство универсального спортивного комплекса уже в микрорайоне Иртыш (УСК-2), где по задумке правительства Комаровой должна была появиться олимпийская деревня. Тогда стоимость соглашения составляла 1,6 млрд рублей. Инвестор должен был на собственные и привлеченные средства спроектировать, построить и оснастить объект, а АНО «Развитие» обязалась вернуть частной компании затраченные инвестиции и приобрести права собственности на объект. В июне 2020 года инвестор должен был получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а в июле 2020 года структура властей должна была зарегистрировать право собственности на объект.
УСК-1 в районе теннисного центра был сдан в эксплуатацию лишь в сентябре 2021 года. А вот УСК-2 до сих пор не достроен. Стороны неоднократно изменяли срок выполнения обязательств по соглашению (крайний срок по последнему заключенному допсоглашению был обозначен на 22 декабря 2023 года). Но в начале 2022 года стало известно, что инвестор заморозил стройку (на уровне готовности 37%) и стал судиться с правительственным «Развитием», требуя изменить условия договора, а именно увеличить объем капитальных вложений на 690 млн рублей.
Инвестор аргументировал свои требования дополнительными тратами в связи с пандемией. Якобы из-за увеличения срока строительства ему пришлось увеличить расходы на содержание строительной площадки, выплату персоналу, в том числе из-за значительного роста цен на материалы, оборудование и работ.
- Суд, изучив инвестиционное соглашение между «АСПЭК» и АНО «Развитие», пришел к выводу, что речь идет о стандартном договоре строительного подряда, так как правительственная структура компенсировала все расходы инвестора, связанные с выполнением его обязательств по соглашению, в том числе, объем капитальных вложений в создание объекта, выплату процентов на инвестиции инвестора, стоимость выполняемых по соглашению дополнительных работ, а также стоимость платы за технологическое присоединение объекта к сетям инженерной инфраструктуры.
На этом основании суд указал, что существенные изменения условий договора могут быть произведены лишь в том случае, если участники сделки на момент заключения не смогли разумно предвидеть наступления соответствующих изменений, при этом инфляционные процессы не относятся к таковым, так как стороны должны были прогнозировать экономическую ситуацию.
«Экономический кризис и повышение стоимости материалов относится к рискам предпринимательской деятельности, следовательно, общество «АСПЭК», действуя при осуществлении предпринимательской деятельности на свой страх и риск, с должной степенью заботливости и осмотрительности, должно было в условиях реальной экономической действительности оценить возможности исполнения договорных обязательств еще на этапе заключения спорного договора», – обозначил суд, напомнив, что условия заключенного соглашения изначально не предусматривают возможность увеличения объема капитальных вложений.
Более того, суд указал, что в материалах дела отсутствуют обоснованные расчеты увеличения капитальных вложений на сумму 690,7 млн рублей.
В ноябре 2022 года суд отказал «АСПЭКу» в удовлетворении иска, а в феврале 2023 года это решение поддержал и апелляционная инстанция.
«Интересно получается, суд отказывает в удовлетворении иска частной компании, и спустя несколько месяцев, в январе 2023 года, компанией начинает управлять правительственное АО «Югра-Актив». На каких условиях прошла сделка? Не получили ли истинные бенефициары этой структуры запрашиваемые деньги через эту структуру? С каких пор у нас власти приобретают частные компании без согласования с думой и без проведения конкурсных процедур? Почему рентабельные компании власти ХМАО выставляют на приватизацию, а убыточные вдруг приобретает?» – задаются вопросами наблюдатели. Добавим, что за 2022 год убытки «АСПЭК составили 97 млн рублей.
- Власти ХМАО не только не раскрыли суть сделки, но до сих пор не сообщают, кому все-таки принадлежала частная структура.
При этом эксперты отмечают интересную деталь: спустя четыре месяца после регистрации у «АСПЭК» сменился собственник – компания стала принадлежать Сергею Кулюкину, который в 2017 году участвовал в переговорах с правительством ХМАО в статусе начальника отдела экономики и финансов ООО «ВИС Инфраструктура», которое занималось строительством перинатального центра в Сургуте. Недавно СМИ выяснили, что он, судя по всему, может быть связан с семьей бывшего заместителя губернатора Андрея Зобницева. Именно Зобницева губернатор ХМАО Наталь Комарова сделала ответственным за подготовку инфраструктуры к Шахматной Олимпиаде. Он и курировал создание спорткомплексов. Летом 2021 года Зобницев покинул правительство, так и не завершив проекты. В феврале 2022 года Кулюкин возглавил ханты-мансийскую компанию ООО «Уралсибстрой». Сейчас одним из ее учредителей выступает сын Зобницева – Кирилл Зобницев.
В июне 2023 года заместитель губернатора ХМАО Елена Шумакова объявила о возобновлении строительства УСК-2. Она не сообщила о стоимости стройки и источниках финансирования, но указала, что новый спорткомплекс на берегу Иртыша полноценно заработает в 2024 году.
В августе «АСПЭК» объявил госзакупку по выбору подрядчика для корректировки проектной документации спорткомплекса стоимостью почти 80 млн рублей. В техзадании было указано, что новая проектная документация для дальнейшего строительства замороженного объекта необходима из-за изменений планировочных решений, а также состава и функционального назначения помещений здания. Госзакупка впоследствии была отменена.
В декабре «АСПЭК» заключил договор с подрядчиком на выполнение работ по строительству УКС (бетонные работы) на сумму 47,5 млн рублей. Сделка прошла по схеме «закупка у единственного поставщика», то есть без конкурсных процедур. На исполнение договора было отведено всего 20 дней.